Вопрос мотивации к обучению легко может быть отнесен к вечным: во-первых, что мотивация, что обучение — параметры, характерные для жизни абсолютно любого человека; во-вторых, непосредственно в образовательной сфере педагоги сталкиваются с необходимостью мотивировать студентов ежедневно.
В ходе практической деятельности заметно, что одни студенты много и охотно работают над овладением знаниями и профессиональным мастерством, а возникающие трудности только добавляют им энергии и желания добиться поставленной цели, в то время как другие все делают словно из-под палки, а появление сколько-нибудь значительных препятствий резко снижает их активность вплоть до разрушения учебной деятельности.
В современных условиях одной из важнейших задач современной педагогики является создание условий, при которых учащиеся за короткие сроки могли бы освоить максимальное количество знаний и уметь их творчески применять в решении практических проблем. Сегодня система образования должна прививать молодым людям, стоящим на пороге новых реалий, стремление к знаниям, непрерывному самообразованию, освоению профессиональных навыков, способствовать формированию устремлений, связанных с желанием достижения жизненного успеха и соответствующего социального положения.
Интерес к учебе – важнейший фактор, стимулирующий активизацию учебного процесса и влияющий на повышение когнитивных способностей обучающихся. В связи с этим создание условий для мотивации студентов к познавательной и учебной деятельности – одна из важнейших проблем современной педагогики.
Мотивация включает целый спектр личностных качеств, определяющих не только успешность обучения, но и общую социализацию молодых людей, формирование у них мировоззренческих позиций, нравственно-ценностных ориентиров, реализующихся как в профессии, так и в саморазвитии.